Отчет о прогулке
Васильевский Остров, 17 июня, 18.00-20.30
Сначала мы приняли решение сфокусировать свои наблюдения на «внутренностях» ВО – его дворах и прочих закутках, не видимых с собственно линий – улиц ВО. Маршрут в итоге заключался в изучении задворков здания Академии Художеств (На Университетской набережной), улицы Репина и ее дворов (только оползанию дворов этой улицы в чеасти между Большим проспектом и Румянцевским сквером ушел час, на оставшуюся часть был потрачен еще час).
По порядку. Первый объект – Академический сад «за спиной» здания Академии Художеств. Зеленый, но не очень ухоженный (пара старых скамеек, развалины какой-то хозяйственной постройки, прочие полуразрушенные постройки) сад, видимо, любимое место прогулок местных. Поскольку погода была хорошая, там было довольно людно – дети без сопровождения родителей и с родителями, пожилые люди, какие-то женщины. Число не записала, и сейчас уже не помню. Мы были там с Катей Г., и когда она остановилась, чтобы рассказать и показать в лицах произошедшую с ней недавно историю, проходивший мимо нетрезвый гражданин лет 50 с букетом наломанного где-то шиповника, остановился и заинтересованно ее слушал.
Затем он направился к сидевшим неподалеку женщинам и, похоже, вручил им букет. Самого момента вручения я не видела, видела только его, бредущего уже без букета через пару минут.
Дети играют.
Задний двор (вход из сквера): там видимо, помещения академии – «Вечерние рисовальные классы» и еще какие-то мастерские. Довольно обшарпанное все, на улице под навесом и за решеткой – скульптуры. Многие двери открыты, можно просто так войти в подъезд и заглянуть в мастерские, подняться по лестнице. Выйдя из двора на 2-3 линию, мы отправились на улицу Репина, на которую попали со стороны Большого проспекта. Тут же по левую сторону мы увидели узкий дворик, без зелени, в котором сидела группа из 4 молодых людей лет 15-17, которая распивала что-то из жестяных банок. Мы вошли во двор, и тут же видели проходную парадную – из двора вела дверь на лестницу, с которой тут же можно было выйти на Большой проспект. Обе двери, и во двор, и на проспект, были открыты настежь. Внутри – характерный запах мочи, но подметено, и рядом веничек стоял. На стенах надписи АНТИФА, перечеркнутые. Пол раньше был покрыт изразцом, плиткой, но теперь она в основном разбита и дыры замазаны цементом. Плитка сохранилась только по бокам, у стен. Стены обшарпанные сильно.
Дворы улицы Репина
Потом вышли на Большой и снова вернулись на Репина, пошли в следующий двор. Далее последовал ряд в общем-то похожих дворов (между Репина и 1 линией, слева по ходу движения). Многие из них были открыты, причем из некоторых дворов вели специфические сквозные ходы на 1 линию (спускаешься в этакий полуподвал, попадаешь в каменный туннель, через который выходишь на линию, из такой же малоприметной двери; если не знать, с линии можно и не догадаться, что это проход. Мы же периодически вылезая на линию, принимались дергать все двери, и иногда они оказывались открытыми проходами – МЕСТНОЕ ЗНАНИЕ, НЕ ЗНАЕШЬ – НЕ ПРОЙДЕШЬ). Видимо, их и не закрывают, т.к. не всякий чужой поймет, как это устроено.
Далее. 2 двора были очень похожих: входишь – и справа вход в квартиру. Перед ней – палисаднички, за которыми явно ухаживают. Около одного – скамейка, привязанная цепью с замком. Перед другим – импровизированные клумбы из шин (такие часто устанавливают, чтобы помешать парковать машины у себя под окнами).
Далее. Много открытых подъездов, только некоторые защищены домофонами и замками. Только одна женщина прореагировала на наше присутствие и фотографирование – вахтер в архитектруном бюро, которое находится в глубине одного из дворов со стороны Академии Художеств. Она спросила нас, куда мы идем, когда там забор (забором огорожен двор Академии со стороны Репина). Но успокоилась, когда я ей сказала, что смотрю красивую мозаику на здании. Т.е. люди явно уверены, что в их районе есть эстетическая, историческая, туристическая ценность, поэтому интересующиеся праздношатающиеся не вызывают вопросов.
В пару дворов с калиткой с домофоном мы проникли благодаря тому, что выходили люди или выезжали машины. Причем внутри они ничем не отличались от остальных, открытых дворов.
Здесь очень хорошо было бы изучать представление о своем-чужом. + понимание значимости места, в котором живешь. + специфику организации жизни внутри квартала – т.к. основная жизнь Васьки явно во дворах, а не на линиях. + меня преследовало ощущение, что здесь не Питер, т.к. увитые плющом навесы над входами в дома выглядели как южный город.
Он мог бы стать прекрасным информантом
Затем, заглянув в один из дворов, где находилась странная деревянная стена покосившаяся и «Скульптурная студия», как гласила надпись на потертой двери, попались местному жителю. Потрепанного вида мужчина лет 50, возможно, выпивающий крепко, заинтересовался тем, что я фотографирую. Видимо, решил, что мы туристы и захотел нам показать «старую конюшню», «витраж» и «самый интересный дом на ВО». Повел нас дворами. Сначала пошли через дворы на 2 линию – во дворе и правда оказалось разбитое зданьице, видимо, конюшня. «Вот тут баре жили…» (куда показал, не увидела). Потом в доме на 2 линии (пытались войти со двора, он дергал дверь, не вышло, пошли с линии). Звонил в домофон – «Это Козлов откройте». Оттуда «Мы никому не открываем!» Он поругался, но потом позвонил еще раз туда же «Откройте на минуточку, люди хотят витраж сфотографировать». Открыли тут же (Козлову не открыли, а неизвестным, желающим сфоткать витраж - да…). Внутри на лестничных клетках – остатки витража, который «схлопнулся во время пожара года 4 назад, а так все было витраж». Потом пошли дворами со 2 на 6-7, причем на входе, на воротах со второй линии стоял кодовый замок современный (электронный, с таблеткой, а не механический). Козлов набрал код – «здесь местные знают, а у некоторых даже таблетки». Пока шли через двор, обсуждали, как теперь все позакрывали дворы, а раньше можно было с первой линии пройти на 22ю дворами. Но этот двор – пусть только попробую закрыть, все снесут, ведь это наш проходной двор и т.п. 6-7 линию вышли: «а это наш Бродвей» (она пешеходная). Шли мимо метро – торговцы с рук, он с одной из теток поздоровался. Затем говорит: «по ВО нельзя ходить чохом, надо дворами, все самое интересное внутри». На 8 линии показал нам асимметричный дом и мы расстались. Все хотел, чтобы мы фотографировали (как назло села батарейка в телефоне), рассказывал, кто где у него учился и жил (дочка закончила старейший детсад), говорил, что помнит как Путин жил на 2 линии и до сих пор живут его родители и т.п.
Вывод: ВО – уникальный район, где местные жители знают больше, вся жизнь во дворах и внешнему глазу не видна, гордость за свой район и понимание его исторической ценности страшно велика. Люди ходят дворами и находят способы обходить возникающие в огромном количестве заборы и замки, хотя их все же становится много, что разрушает сложившиеся маршруты. При этом свой двор воспринимается, видимо, как продолжение дома, судя по обилию палисадников, тишине, открытости и т.п.
Комментариев нет:
Отправить комментарий