воскресенье, 10 августа 2008 г.

Отчет о прогулке по Нарвской

Нарвская застава


Район вокруг Нарвской не однороден. Сначала мы ходили по классическому маршруту – смотрели конструктивистские здания и останки идеального раннесоветского города.


Осколки города-мечты


Улица Тракторная – один из самых ранних комплексов жилой застройки советского периода, появился в 1925-27 гг. Вроде бы, в плане напоминает первый трактор, выпущенный на заводе Красный Путиловец, но с земли это понять трудно. Довольно уютные дворы, малоэтажная застройка, раскрашенная сегодня в бодрый терракотовый цвет, производит неплохое впечатление. Это один из первых примеров т.н. «строчной застройки» - расположение жилых зданий параллельными линиями, благодаря чему каждый жилец получал равный с другими доступ к «благам» - свету, зелени, общественным местам отдыха во дворе. Реализация социалистических идей в архитектуре!


Кроме этого, идеальный советский город давал рабочим не только жилье – но и доступ к культуре. Для этого в те же годы, что и дома на Тракторной, был построен ДК им. Горького, буквально из «развалин старого мира» - для возведения здания были использованы обломки разрушенных старых построек. Напротив ДК – фабрика-кухня, великолепное изобретение архитекторов города Солнца: не надо стоять у плиты, освобожденная женщина! Обеды можно купить на фабрике-кухне рядом с домом, которая производила десятки тысяч обедов в день! Для полного счастья рабочим нужен был доступ к качественному образованию – на проспекте Стачек есть возведенное в начале 30-х прекрасное здание школы, в плане напоминающей серп и молот, с обсерваторией (!) на крыше. Политические нужды рабочих удовлетворялись в здании Кировского Райсовета, теперь – здании Администрации Кировского района. Ну, были еще и бани «Гигант» (в домах собственных «удобств» не предусматривали), которые теперь стоят в развалинах. Зеленью и воздухом рабочие могли насладиться в парке за Райсоветом, названном в честь событий 9 января.


Ограда без царского герба


Парк 9 января поразил в первую очередь оградой: стащенная из зимнего дворца, ограда эта раньше содержала императорские вензеля и орлов, которых из нее в советское время изъяли, оставив огромные зияющие дыры – и эти дыры, в общем, стали основной композиционной частью ограды, что странно. Изъятие центральной части не избавило ограду от этих символов полностью: поскольку без них она настолько не полноценна, что зритель сразу берется выдумывать, что же там было раньше. И догадаться, что, не трудно. Интересно, как это воспринималось в советские годы – ограда с отсутствующими символами. Отсутствие символа все равно сообщает информацию о нем более или менее подготовленному зрителю. Отсутствие символа – тоже символ! Сейчас пару вензелей восстановили.


Сам парк небольшой, но там довольно людно – гуляют с собаками. Над «ракушкой» уличной эстрады помещение «облагорожено» евроремонтом: не удалось выяснить, что там – то ли какой-то офис, то ли даже жилье (но это вряд ли). По пространству забетонированному, где раньше, видимо, расставляли зрительские скамейки, катались дети на велосипедах, мамы возили коляски.


Райсовет Ноя Троцкого


Потом мы заглянули во двор райсовета, едва протиснувшись сквозь леса бывшего зала заседаний, он же бывший кинотеатр «Прогресс», которые теперь станет бизнес-центром. Двор оказался очень сложноустроенный – с переходами, круглыми отростками: отличный двор, отличный образец конструктивистской планировки… в одном из крыльев здания – пункт милиции, рядом – паркуются машины. Так что сфотографировать «красиво» двор не удалось. Зато мой фотоаппарат вызвал буйную реакцию у человека – он то ли парковал машину, то ли собирался уезжать (иномарка, явно старая, сам за сорок, полный, одет «обычно» - в какой-то рубашке и кожаной куртке, не очень трезвый, похоже). Он начал задавать вопросы, довольно агрессивно – что вы тут снимаете, да зачем, знаете ли вы, что это такое (подразумевая, видимо, «да как вы осмелились, это же администрация района!»). На ответ – мы социологи, интересуемся архитектурой – не отреагировал, видимо, не будучи в курсе об архитектурной ценности здания. Ответил только – зачем грязные окна снимать! А вдруг вы террористы! Ну и все в том же духе. В общем, не был вежлив, и мы решили перед ним не оправдываться, продолжив изучение прекрасного двора.


Район парка Екатерингоф и дед, не доверяющий молодежи


После того, как основная часть группы отправилась в метро, мы продолжили изучение района уже по другую сторону от площади Стачек – пошли в сторону парка Екатерингоф. По пути мы заглянули в один из дворов – зеленый сквер в середине, кустики, скульптура – странная – с тремя слонами. Один лежит, двое стоят рядом. Вокруг сквера ходил дед с секатором, подстригая сухие листочки на кустах. М. подошла к нему с вопросом – что это за скульптура и кто ее придумал, на что получила резкий ответ: жильцы придумали, «а вот вы ничего придумать не можете, вы только бутылку придумали». Тогда мы не поняли сути его ответа – кто это «мы» и «они», и при чем тут бутылка, и решили, что дед не в себе. Прогулявшись до парка (там на стене уличной эстрады – куча надписей: одна из них запомнилась – «Православие или смерть») и обнаружив там огромное количество коротко стриженых, лысых, с пивом, сидящих на лавках и танцующих в уличном кафе под громкую музыку товарищей, мы углубились в квартал, ведущий к ул.Бумажная. Поздние хрущовки там? Разваливающиеся дома, много окон без занавесок или затянутые какими-то явно не занавесочными тряпками. Вонючие незапертые подъезды. Около некоторых подъездов сидели «восточного вида» люди, с пивом-коктейлями иногда, разговаривали не по-русски. Таких встречено там было большинство. Довольно мрачное впечатление от района – «гетто». Потом мы вернулись на улицу, где был двор с дедом. Там начались «гулянья» (было уже около 11 вечера): женщины и мужчины (отдельно), по 2-3 человека группками, прогуливались по улице, держа в руках алкоголь, громко смеясь и переговариваясь. Иногда группки заводили разговор между собой. Мы услышали обрывок фразы «пойдем, Юрка к себе приглашает»… Некоторые женщины выглядели несколько испуганными. Из магазина грохотала музыка. Тогда я поняла, что имел в виду дед с секатором – скорее всего, он очень обозлен на свое окружение, на соседей, гуляющих по улице. Его двор выглядел очень благоустроенным, тихим и спокойным, по сравнению с этой улицей.

Комментариев нет: