среда, 29 сентября 2010 г.

It sounds like future to me: Intelligent Cities for the New Generation

Умные города для нового поколения (Intelligent Cities for the New Generation - ICING) – проект из разряда про «электронное правительство», издающий устойчивый запах Футурамы. Потому что предполагает слияние физического, социального и виртуального пространства в причудливой форме.


Авторы проекта, который был проведен в экспериментальном порядке в Дублине, Барселоне и Хельсинки, предлагают модель «тонкокожего города», чувствительного «и к горожанам, и к окружающей среде благодаря использованию мобильных устройств, порталов доступа, социального программного обеспечения и сенсоров окружающей среды». Предполагается создать чувствительную виртуальную среду для города, которая станет посредником между разными участниками процесса – окружающей средой, горожанами, администрацией и т.п. Целью при этом является повышение качества услуг населению, с одной стороны, а с другой - обеспечение устойчивого развития города. Под этим словосочетанием разное понимают, но пусть пока это будет забота и пестование всех его ресурсов – экологических, человеческих, управленческих, на основании которых город может обеспечивать своим жителям стабильный уровень жизни в долгосрочной перспективе.


Чувствительная среда должна помочь объединить все эти ресурсы, чтобы обнаруживать и устранять проблемные точки. Сенсором в такой ситуации может выступать сам горожанин: то есть, видеть, слышать, чувствовать какую-то проблему, и при помощи цифрового устройства сообщать о ней городской администрации или муниципалитету. Например: видите вы, что помойка рассыпалась, а никто ее не убирает, фотографируете, загружаете в социальную сеть, обозначаете место – и оп, ответственная за это служба узнает об этом и присылает спасательную команду. Таким образом – и это то, что мне больше всего нравится в европейских, а особенно скандинавских стратегиях городского управления – горожане и их активность не только вовлекаются в процесс управления городом, но и становятся одним из главных ресурсов в этом деле. Горожанам доверяют постановку проблем и указание на несовершенства: задача городских управленцев в том, чтобы это изучить и использовать для общего блага.


Механизмом вовлечения и должна быть виртуальная среда, которая, тем не менее, привязана к физическому пространству. Предполагается, что wi-fi, специальные экраны и прочие девайсы появятся по всему городу и охватят все сферы городской жизни: с их помощью можно будет сообщать информацию (туристам, например, о том, что они видят), оперативно оказывать медицинскую помощь, стимулировать жизнь городских сообществ и общение соседей. Все это называется “Urban Mediator”, «городской посредник», который должен связать несчастных атомизированных горожан друг с другом и с городским физическим пространством для достижения общего блага и процветания. Этакий удобный интерфейс для пользования городом и для управления им.


О том, что обычного городского пространства людям не хватает для коммуникации и обретения чувства сообщества, говорит и то, что его уже активно дублируют в пространстве виртуальном, в которое постепенно переползает социальная жизнь – все общение, политические протесты, социальные инициативы, субкультуры. Однако, без городских улиц и площадей там тоже не получается: все-таки, пространство надо как-то фрагментировать и кучковаться вокруг своей площади, своего района. В том же «Вконтакте» огромное количество групп посвящено клочкам городского пространства («пятачкам» между площадью Мужества и Светлановским проспектам, и т.п.). В европейской практике эти сайты создают вполне централизованно и даже на табличках с названием площади можно встретить URL ее сайта!


Однако, здесь мы снова видим трагическое различие между российской и европейской политикой и идеологией: если в Европе муниципалитеты и горсоветы бросились использовать горожанскую активность в сети на общее благо и на облегчение своей работы, то у нас пока все это электронное поле – маргинально (а может, и слава богу, что правительство туда пока не добралось). Тем не менее, центральное различие здесь в том, что европейский горожанин вовлекается в процесс управления городом не в качестве благотворительного жеста со стороны властей, а вполне по прагматическим соображениям. У нас же если и вовлекается, то как-то через силу, то есть как ресурс и равноправный участник процесса не рассматривается. Город не может наклониться и поднять тот кладезь решений и чуткий индикатор проблем, который у него практически под ногами – особенно в Интернете – валяется.

Комментариев нет: