понедельник, 2 марта 2009 г.

Лекция: Сегрегация, неравенство, джентрификация

Конспект лекции

Неравенство в пространстве города. Жилье. Сегрегация. Джентрификация


В любом обществе существует проблема социального неравенства и неравное распределение пространств. Вопрос – какова связь между социальным и пространственным неравенством? Социальные структуры отображаются в пространственных. Такая постановка вопроса делает проблему сегрегации центральной в городской социологии. Следующий вопрос: каким образом неравное распределение пространства влияет на поведение представителей социальных групп?

Неравное распределение пространства между разными группами населения было уже и в средневековых, и восточных городах. Это происходило в обоих видах городов по профессиональному принципу (ремесленники одного «вида» селились вместе, цеховые районы), в средневековом городе было также разделение по социально-экономическим характеристикам. Очевидная дистанция держалась также по отношению к социально презираемым группам населения – больным, асоциальным.

Работа Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» и исследование Ч. Бута в Лондоне – это ранние работы, фиксирующие проблему сегрегации. Однако собственно исследования сегрегации начались позже, в ходе исследований социальных проблем этнических меньшинств и сильной миграции черного населения с Юга на Север США на рубеже 19-20 веков. В европейских городах такой анализ не развивался довольно долго.

Термин сегрегация употребляется в разных смыслах, причем не только применительно к пространственному анализу. Общее определение, которое дает немецкий социолог Юрген Фридрихс: Сегрегация – это диспропорциональное распределение элементов в частях единого целого (Friedrichs 1977).

О сегрегации можно говорить тогда, когда есть различение целого и частей (город-районы, здание-квартиры, день-часы). Элементами, которые неравно распределены, могут быть социальные слои, профессиональные или возрастные группы, возможности и т.п. Разделение элементов может быть описано с помощью временной или пространственной дистанции (удаление двух элементов друг от друга во времени или пространстве). То есть, не все удаленные друг от друга объекты можно назвать сегрегированными: они дистанцированы.

Жилищные классы

Исследования сегрегации в рамках Чикагской школы — об этом мы говорили на предыдущих лекциях (экологический подход).

После войны исследования сегрегации активно проводились в Европе, в первую очередь английскими нео-веберианцами. Веберианство: упор на рациональное действие акторов, политическую систему, статусные и экономические различия.
Зиммель и последователи придавали большое значение размеру города — из этого выводились психологические следствия. Вебер же заговорил об особенностях политической (относительная автономия) и экономической (свободный рынок) системы города.

После войны эти его находки приобрели новое звучание в работах Джона Рекса и Роберта Мура (Rex, Moore), которые прославились благодаря опубликованной в 1967 году книге «Race, Community, and Conflict», в котороый изложили результаты своего исследования в районе Спарбрук Бирмингема. Они выяснили, что в городе существует три различных группы по принципу отношения к собственности, и эти группы сегрегированы друг от друга, плюс у них воспитывается определенный, отличный от других, стиль жизни сообщества. Например:

1.Высший средний класс. Имеют в собственности большие дома, расположенные рядом с культурным и деловым центром, но далеко от фабрик и неприятный городских явлений.
2.Рабочий класс. Снимают маленькие коттеджи с террасами, при этом у них сильная коллективная идентичность и взаимовыручка.
3.Низший средний класс, снимают дома, но стремятся к стилю жизни буржуазии-домовладельцев.

Жилищный класс. Рекс и Мур ввели этот термин в городскую социологию. Для описания шести жилищных классов в Бирмингеме — по типам жилья и различиям в правах собственности на жилье. Представители Чикагской школы в 1930-е годы обратили внимание на то, что «концентрические круги» сегрегируют население в особые социально-жилищные группы. Так что Рекс и Мур — это скрещение Вебера и Берджесса.

В принципе, пригородное жилье является предметом мечтаний всех, но распределяется оно неравно. Поэтому для Рекса и Мура становится важным механизм того, как распределяется этот ограниченный ресурс между разными группами населения, и как это сказывается на их жизненных шансах. Они также делают вывод, что способ распределения таит в себе по крайней мере потенциальный базис для конфликта между группами, стремящимися к обладанию ресурсом.
В этом их значение: они ориентировали городскую социологию на изучение процессов.
Они выяснили, что существуют два критерия, по которым распределяется ресурс.
размер и стабильность дохода. На основе этих показателей принимается решение о выдаче кредита на жилье и т.п.
Потребность в жилье и срок проживания. На основе этих критериев принимается решения местных властей о том, кто подлежит переселению в холрошее муниципальное жилье
В Бирмингеме таким рубежом был 5-летний срок проживания в городе: поэтому ни в одну из программ расселения трущоб, которые проводились местными властями, не попадали недавние иммигранты из Индии и Южной Америки, которые вынуждены были селиться в низкокачественных домах в центре города. Поэтому из трущоб переезжали белые семьи преимущественно, в то время как черных обходили вниманием.

Рекс и Мур делают вывод о том, что таким образом сегрегированным оказывалось мигрантское меньшинство. Белый средний класс мог купить жилье самостоятельно, белый рабочий класс переселяли по программе, а депривированная группа по большей части состояла из темнокожих мигрантов, которые не могли покинуть центр.

При этом желание таковое у них было — все стремятся к хорошему жилью — поэтому первые поколения поселенцев, получившее такое плохое жилье, начали копить на покупку лучшего. Делать они это стали, сдавая комнаты в аренду — причем съемщики были тоже иммигранты, спрос был большой, это привело к тесноте и все большей концентрации иммигрантов в центре. Остававшиеся белые все больше стремились поэтому сбежать из района, концентрация росла еще больше. Гетто формируется.

Рекс и Мур интерпретируют ситуацию как классовый конфликт.

Другой нео-веберианец Рэй Пал (Pahl), рассматривает город как источник нового городского неравенства. Жизненные шансы индивидов зависят от их доступа к средствам получения дохода.
Государство выбирает те места, где будет расоплагаться некое общественное благо, определяя таким образом тех, кто будет в более привилегированном положени. В своей книге “Whose City?” он пишет, что таким образо государство распределяет жизненные шансы.

Пал также считал, что социологи занимаются именно систематическими ограничениями, которые накладываются на жизненные шансы людей в горосдкой среде. И для Пала, и для Рекса с Муром, городе — это локальная система распределения ограниченных ресурсов, которую нужно изучать.

Исследования жилищных классов стали довольно популярны, проводились в России. Например, исследование жилищных классов Сыктывкара: Кротов П.П., Буравой М., Лыткина Т.С. Жилищная стратификация города: эволюция советской модели. 2003.
Показали, что постсоветский Сыктывкар сохраняет жилищную стратификацию, сложившуюся в советский период. Новый жилищный класс и резкая социально-имущественная поляризация не создали пространственной сегрегации в размещении жилищных классов и не сказаличь на распределении классов по типам жилья. Система — относительно эгалитарная сохраняется.
Однако, неравенство усиливается, что может привести к радикальным изменениям и сегрегации.
Эгалитарная советская модель хоть и не придавала большого значения экономическому классу, давала преимущество управленцам и специалистам. Общегородская жилищная программа и активное строительство давали возможность дать жилье всем. В постсоветский период управленцы сохранили доступ к получению жилья. Но если в советское вермя классы — экономический (место в системе производственных отношений: управленцы, рабочие, служащие, самозанятые), социальный (имущественный и социальный статус, социальные притязания) и жилищный — между собой не пересекались, то сейчас для их пересечения создаются условия.

Джентрификация — другая сторона городского неравенства

Джентрификация (от франц. Genterise, gentilise — благородные люди) — это изменение городской среды, связанное с тем, что более состоятельные граждане перебираются в пространства, занимаемые более низким классом. Это приводит к тому, что средний доход в этом регионе возрастает, сокращается численность населявших этот район этнических меньшинств, сокращение размеров домохозяйства. Также растет стоимость аренды, налоги на собственность и проч. Также часто в результате такого движения сокращается промышленное использование джентрифицированной территории, пространство трансформируется в коммерческое и жилое. Также трансформируется характер и культура соседства.

Термин употребила социолог Ruth Glass в 1964 г., описывая ситуацию притока более богатых людей в города или кварталы, где уже проживали представители низших классов. Она описала это на примере района Islington и других районов в Лондоне (Ruth Glass (1964). London: aspects of change. London: MacGibbon & Kee): по ее наблюдениям, многие районы Лондона, ранее заселенные рабочим классом, были оккупированы средним и высшим средним классом, скромные маленькие коттеджи были изъяты, когда истек срок их аренды, и превратились в элегантные дома. Это процесс идет очень быстро и интенсивно, пока весь район не поменяет свой характер.

Джентрификация может последовать за вливаниями инвестиций в район — со стороны местных властей или соседских общин, которые инвестируют в развитие инфраструктуры и т.п. Это может привести к тому, что изначальное население уже не может позволить себе жить в джентрифицированном районе. Возросшая стоимость жилья и налогов на собственность вынуждает домовладельцев продавать свои дома и перебираться в менее дорогие районы. Защитники джентрификации считают, что она приводит к снижению криминогенности и вообще оздоравливает атмосферу социальную, в то же время критики этого процесса уверены, что криминал и прочие социальные проблемы просто перемещаются в другие районы, более бедные.

Причины джентрификации

Споры между теориями производства и теориями потребления.
Географ Neil Smith:(марксист) объясняет джентрификацию через экономические аргументы, отношения между потоками капитала и формированием городского пространства. Процессы субурбанизации были обусловлена инвестированием в развитие пригородов, что привело к обесцениванию капитала центра. Недвижимость в центре забрасывается в пользу периферийной, что приводит к падению стоимости аренды в центре и росту на периферии: Rent-gap theory: Описывает неравенство между капитализированной арендой за землю (стоимость земли) исходя из ее использования на сегоднящний день и потенциальной арендой которая могла бы быть извлечена при лушчем ее использовании. Смит дает структурное определение ситуации

Потребление. Сторонники этого подхода обычно смотрят на самих джентрификаторов: на их стиль жизни, потребности в развлечениях и качестве жизни. Эту точку зрения представляет David Ley — по его мнению, город обусловлен существованием «нового среднего класса». Подразделение этого нового класса - «культурный новый класс», состоящий из худоников, деятелей культуры, преподавателей и других профессионалов. Ley, David. “Gentrification and the politics of the new middle class.” Environment and Planning D: Society and Space 1994, v. 12, pp. 53-74. "Loft Living"  Шарон Зукин (Zukin)
У Лея, в отличие от Смита, джентрификация — естественный результат роста профессиональной занятости в центральных деловыъ районах и приверженности креативного класса городскому образу жизни.

Глобализация. Джентрификацю невозможно рассматривать в отрыве от экономического климата, при котором она возникает. Смена мануфактуры банковским сектором и сервисом происходиит в большннстве крупных городов. В соответствии с этим, старые ритейлеры среднего класса сменяются бутиками и ресторанами для новой городской элиты с высоким доходом.

Демография. Изменения, происходящие в демографической картине джентрифицированных районов, идут в направлении не только повышения среднего их дохода, но и с снижения численности этнических меньшинств, уменьшения размера домохозяйств, смена семей с низким доходом одиночками или бездетными парами.

Обычно городской средний класс не оккупирует районы в один момент. Часто этот процесс начинают экономически маргинальные подгруппы «тренд-сеттеров» (тех, кто задает тренды). Часто у них нет высокого дохода, но их образовательный и профессиональный статус довольно высок (культурный капитал). Художники, креативный класс... Ричард Флорида (Florida). “The Rise of Creative Class” - книга посвящена описанию нового феномена «творческого класса», новых городских профессионалов, которые не поддаются индустриальной механистической логике, источником их экономического успеха является креативность и нестандартность, определенная свобода, высокий уровень толерантности (в первую очередь Флорида подсчитал, что среди них много геев и терпимо относящихся к геям — это и стало первым показателем свободы среды). Они возвращаются в города и локализуются в сообществах.

Комментариев нет: